Молодежный рынок трудаИзменение
структуры занятости ведет к появлению
безработицы среди людей, которые
труднее приспосабливаются к новым
требованиям и условиям, другими
словами менее мобильны. На рынке труда
их называют социальными «группами
риска», это те группы, которые
высвобождаются в первую очередь и имеют
невысокие шансы и перспективы
в трудоустройстве. Одной из
выделяемых категорий является молодежь.
К молодежи относят население в возрасте
с 14 до 29 лет. Международной
организацией труда приняты несколько
конвенций и рекомендаций, определяющих
принципы молодежной занятости -
Рекомендация № 45 «О безработице среди
молодежи»; Рекомендация № 87 «О
профессиональном
ориентировании»; Конвенция № 138 и
Рекомендация № 146 «О минимальном
возрасте приема на работу»;
Рекомендация № 150 «О профориентации и
профподготовке в области развития
людских ресурсов; Конвенция № 142 «О
развитии людских ресурсов» и др. В этих
документах МОТ дает однозначно
отрицательную оценку детскому труду,
устанавливает минимальный возраст
окончания школы и приема на работу - 15
лет, причем с оговоркой, что если
подходящая работа для подростка не
найдена, он
обязан посещать школу. МОТ придает
большое значение получению подростком
общего и профессионального образования,
организации профориентационной работы,
указывает на ее значимость,
непрерывность. Несмотря на
то, что Россия присоединилась к
Конвенциям, существующее
законодательство не учитывает
положение МОТ о минимальном возрасте
приема на работу, но и содержит
множество противоречий. Подростки в
последние годы буквально выталкивались
на нелегальный рынок труда. Согласно ст.
19 Закона «Об образовании « учащийся,
достигший 14 лет, при определенных
условиях может оставить учебное
заведение до получения им основного
общего образования, однако устроиться
на постоянную работу не может (ст. 173 КЗоТ).
Если в дореформенный период полное
среднее образование получали более 80%
молодых людей в возрасте до 18 лет, то в 1994г.
этот показатель снизился до 70%, а в 1995г. -
до 65%.[13] Ситуация отчасти объясняется
тем, что начиная с 1994г. администрации
ряда школ, воспользовавшись
возможностями, предоставленным тем же
Законом «Об образовании», все более
решительно избавляются от «трудных
подростков»; некоторые школьники сами
не хотят продолжать учебу. Таким образом,
растет число неработающих и не учащихся
подростков. В начале 1998 г. 1,5 млн. детей
школьного возраста не дошли до учебных
заведений. По разным оценкам, у нас в
стране порядка 4 млн. беспризорников.[15] Новый
Гражданский кодекс РФ (1994г.), закрепивший
институт частной собственности и право
каждого гражданина на свободное
использование своих способностей и
имущества для предпринимательской и
иной деятельности, затронул и права
несовершеннолетних. Кодексом вводится
новый институт в гражданском праве - «Эмансипация»,
что означает возможность объявит
несовершеннолетнего, достигшего 16 лет,
полностью дееспособным, если он
работает по трудовому договору или с
согласия родителей занимается
предпринимательством. Уже
осуществляется решение о выдаче
подросткам паспортов с 14 лет. В Кодексе
подробно определена дееспособность
малолетних с 6 до 14 лет. Они могут
совершать мелкие бытовые и некоторые
другие сделки. Однако эти нормы права
нельзя оценить однозначно: раннее
участие в гражданско-правовых
отношениях нередко негативно
сказывается на физическом и морально-психологическом
развитии подростков. Одним из
первых шагов, направленных на защиту
трудовых прав несовершеннолетних в
новых условиях - утверждение Приказом ФСЗ России
№ 150 от 22 ноября 1994г. положения об
организации временной занятости
безработной молодежи. Оно
предусматривает создание на
предприятиях и в учреждениях любой
формы собственности временных рабочих
мест для безработной молодежи, частично
финансируемых службой занятости.
|
||||